«Мне приятно, что окружающие меня люди хотят не просто получать заработную плату, а выпускать самый лучший продукт, снимать самые лучшие шоу», — Виктория Мухина

Следствие ведут экстрасенсы

Руководитель проекта «Следствие ведут экстрасенсы» Виктория Мухина рассказала о специфике работы на ТВ, о том какими качествами должна обладать творческая группа, чтобы работать на таких проектах и поделилась секретами успеха для сценаристов.

Скажите, как давно вы работаете на канале СТБ?

С 1 января 2008 года. Сейчас руководитель проекта «Следствие ведут экстрасенсы». До этого была главным сценаристом – на «Битве экстрасенсов» и параллельно на «Следствии», но шесть лет назад пришла на канал обычным сценаристом. Сразу же окунулась с головой в работу — в то время мы работали над вторым сезоном «Битвы экстрасенсов». Целенаправленно шла именно на «Битву». Я не увлекаюсь магией, но мне всегда было интересно разбираться в историях наших героев, анализировать их. Но самое главное, что мы не просто снимаем программы, а помогаем людям – по результатам наших расследований невинных выпускают из тюрем, находят виновных в убийствах, люди получают ответы на вопросы, которые не давали им покоя много лет.

Я слышала, что многие побаиваются работать на этом проекте… 

Есть такое. В основном, из-за предвзятого отношения к нашим участникам. Но их не нужно бояться,  потому что в первую очередь, это – люди. Такие же, как и мы с вами, с такими же жизненными проблемами и радостями. Просто эти люди наделены определенным даром – ясновидения, предсказания, и, как они говорят, даром менять ход событий в жизни других людей. Но все они верят в высшие силы, поэтому стараются не тратить свой дар даром – простите за каламбур, но  так оно и есть — опасаясь наказания свыше. К тому же, у меня в жизни было много ситуаций, когда советы участников реально помогали. Это не были пророчества – просто мудрые советы людей, которые могут видеть и чувствовать немного больше нас с вами. А если всего бояться, то обычный прохожий на улице, которому вы чем-то не угодили – к примеру, ему не понравился ваш внешний вид или вы его случайно толкнули в толпе, а он в плохом расположении духа — может оказаться гораздо опаснее. Вы же не знаете, кто этот человек, ведь так? А вдруг он убийца-рецидивист?

К тому же, люди с паранормальными способностями могут и должны направлять свой дар не во вред, а на помощь людям. И с момента существования проектов «Битва экстрасенсов» и «Следствие ведут экстрасенсы» наши участники с помощью своих сверхспособностей  уже не раз помогали восстанавливать справедливость. В 10-м сезоне «Битвы экстрасенсов», например, была история о женщине, которую обвинили в убийстве ее мужа. Она 6 лет провела в СИЗО. Все это время ее ребенок жил с клеймом сына убийцы. Семья потеряла дом и все свое имущество, брат подозреваемой умер от рака с ее письмом из тюрьмы в руках, мать от горя сошла с ума. Очень грустная история, но благодаря экстрасенсам, эксперту-криминалисту и журналистскому расследованию справедливость была восстановлена. Эту женщину вместе с еще тремя обвиняемыми по этому делу освободили прямо в зале суда. Уже на «Следствие» к нам обратилась мать учителя, которого обвинили в педофилии, растлении и доведении до самоубийства своей 9-летней ученицы. После нашего расследования, подозреваемого, который просидел в СИЗО более 3-х лет, выпустили, дело отправлено на дорасследование. Благодаря «Следствию» в Запорожской области было найдено тело убитой беременной женщины – у правоохранителей был подозреваемый, но, как говорится, нет тела – нет дела. Как только было найдено тело, а оно под грузом мешка с цементом было утоплено в карьере, подозреваемого в преступлении взяли под стражу

Кроме того, что мы с помощью человеческих сверхспособностей помогаем раскрывать запутанные криминальные дела и невероятные мистические происшествия, мы также поднимаем острые социальные проблемы.  К примеру, в том же 10-м сезоне у нас была история под названием «Собачий кайф». Существует такое явление среди молодежи и школьников, когда они пережимают себе сонную артерию,  мозг недополучает кровь с кислородом, человек на короткое время теряет сознание и впадает в состояние эйфории. Это очень опасное развлечение. Экстрасенсы расследовали случай самоубийства школьницы: благополучный ребенок, хорошая семья, никаких проблем — ни в школе, ни с друзьями. Официальное следствие зашло в тупик, родители обратились к нам за помощью и наши эксперты раскрыли это дело.  Эта история – не в формате «Битвы». Но когда мы в своем офисе задали вопрос: кто в детстве практиковал «собачий кайф», и поняли, что этим занималась около 80 процентов членов творческой группы, осознали, что это большая общественная проблема. Программа получила очень широкий общественный резонанс, ее обсуждали  везде, и нам стало известно, что во многих школах учителя встречались с родителями и рассказывали об опасностях «собачьего кайфа».  То же касается и истории «Социальна сеть» — это первые эфиры «Следствия». Здесь причиной самоубийства примерной домашней девочки стало то, что она оказалась не в состоянии противостоять клевете одноклассников в одной из социальных сетей. Это тоже огромная проблема для нашего общества, потому что даже взрослый человек может оказаться в таком случае бессилен, поскольку нет действенных рычагов влияния на публикации в интернете, более того, обычному человеку почти невозможно отследить, кто именно это делает.  Надеюсь, наши программы помогут избежать подобных трагедий в будущем.

Скажите, Вы долгое время работали сценаристом, а затем главным сценаристом проектов «Битва экстрасенсов», а потом «Следствие ведут экстрасенсов», по-вашему, какими качествами должен обладать сценарист, чтобы работать на таких проектах?

Это должен быть профессионал, знающий свое дело, быстро реагирующий на ситуацию, умеющий принимать решения, творческий человек, склонный к психологическому анализу и с положительными моральными качествами. Участники проектов – экстрасенсы — очень специфичны, они  тонко чувствуют окружающий мир, поэтому к ним нужен особый подход. Нужно уметь настроить их на нужную волну, чтобы они могли почувствовать максимально больше информации о событии, которое мы расследуем. С другой стороны – герои программ, которые обращаются к нам со своими бедами.  Нужно постоянно помнить, что это живые люди с реальными трагедиями в жизни.

Что это означает? Что сценарист должен быть эмоционально вовлечен в историю?

Сценарист постоянно должен находить компромисс между отстраненным профессиональным подходом к работе, и обычным человеческим отношением к людям. Нужно уметь соблюдать баланс и не перегибать палку ни в ту, ни в другую сторону.  С одной стороны, истории людей, которые к нам обращаются – это материал для работы, из которого можно сделать хорошую программу. С другой – это люди, и ты человек, и ты не можешь равнодушно воспринимать все, что с ними происходит, потому что иногда даже сложно себе представить, как они все это пережили.  Но ты понимаешь, что если будешь переживать их горе вместе с ними, то потеряешь тонус, и не получится не только хорошей программы по данной истории, но и вообще работа на проекте может не сложится, так как есть риск впасть в длительную депрессию. Поэтому я всегда говорю людям, которые попадают на проект впервые: не нужно проживать жизнь наших героев, это их жизнь, это им Бог по каким-то своим соображениям дал такие испытания. Наша задача им помочь и ни в коем случае не навредить. Нужно делать свою работу, относясь к ним с разумной долей сопереживания. Потому как если вообще не сочувствовать, тоже ничего не получится. Сценарист должен понимать своих героев, и только тогда их поймет зритель. Ведь в основе сюжета —  реальная история, ничего не придумано, но эмоции, которые будет испытывать при просмотре зритель, зависят от сценариста. Именно от него зависит, тронет ли эта история того зрителя, который может повлиять на решение выпустить невинно заключенных из зала суда.

Скажите, а чем для вас отличается работа на СТБ? 

Я трудоголик, и люблю, чтобы то, что я делаю, было сделано максимально хорошо, поэтому мы часто переделываем один и тот же эпизод – до тех пор, пока сами не останемся довольны результатом… На СТБ таких трудоголиков очень много. И это важно – когда ты не один. Приятно, что окружающие меня люди хотят не просто получать заработную плату, но выпускать самый лучший продукт, снимать самые лучшие программы… На предыдущих своих местах работы я часто слышала: «Оставь, и так хорошо. Хватит, успокойся. Тебе, что больше всех надо?» На СТБ же меня окружают единомышленники. И речь сейчас не только о команде «Битвы» или «Следствия». Все творческие объединения, выпускающие самые разные шоу — от социальных до развлекательных, заточены на то, чтобы делать самый лучший продукт. Мы не просто снимаем программы, мы рассказываем истории, которые меняют жизнь людей.  Вроде бы – чужая история, чужая жизнь, можно посмотреть и забыть, но если в эту историю вложить душу и смысл —  в головах у зрителей что-то щелкает и после просмотра программы они что-то понимают – то, о чем раньше не думали, и хотят жить по-другому. Мое личное мнение, что канал лидирует среди остальных украинских медиа, благодаря людям, которые горят тем, что они делают, хотят выполнить свою работу максимально хорошо, усовершенствовать проекты, на которых работают, менять телевидение и жизнь к лучшему.

И еще есть один момент, который мне очень нравится – СТБ дает возможность  развития и карьерного роста.  Если сотрудник  живет проектом, вкладывает в него все свои силы, энергию, мысли —  это поощряется, и это очень важно.

На что обращаете внимание, когда ищете сценаристов в проект? 

Когда ко мне приходит человек и говорит, что он хочет работать у нас на проекте только потому, что хочет общаться с экстрасенсами, вероятнее всего, я его не возьму. Этого мало. «Битва экстрасенсов» и «Следствие ведут экстрасенсы» — проекты очень сложные. У сценариста, кроме всего прочего, о чем я уже говорила, должна быть хорошо развита логика. У нас сложные сценарии, ведется сразу несколько сюжетных линий, выстраиваются всевозможные версии развития событий, ну и в первую очередь, это расследование, поэтому если кандидат не склонен к анализу, не видит причинно-следственных связей,  он не сможет работать у нас сценаристом.

Проблема в том, что хороших телевизионных сценаристов сегодня на рынке очень мало и все они уже где-то работают. Чаще всего приходят люди, у которых нет опыта – ни жизненного, а без этого никуда, ни профессионального, или же опыт минимален. Но это не значит, что он не сможет в будущем стать сценаристом, если у него есть желание развиваться. У нас есть случаи, когда люди приходили к нам журналистами без опыта работы, а через некоторое время становились сценаристами и даже главными сценаристами.

Чем вы увлекаетесь за пределами работы? 

Люблю наблюдать за людьми и водить автомобиль. А еще слушать  классическую музыку. По образованию и первой профессии я — музыкант, пианистка. Закончила музыкальное училище, университет и даже написала кандидатскую диссертацию, посвященную украинской музыке эпохи романизма. Сдала кандминимум, но кандидатскую так и не стала защищать, потому что уже работала на СТБ и понимала, что для меня эта работа гораздо интереснее, чем преподавательская в вузе.  Но часто хожу на различные концерты и сама играю — для вдохновения.

Можете посоветовать, что слушать для вдохновения? 

Восприятие музыки очень индивидуально.  Нет универсального рецепта, что именно нужно слушать. Кому-то нравится Моцарт, кому-то современная музыка. А лично я очень люблю Шопена.

Любите читать?

Люблю, но времени на это не хватает.  Шоу «Следствие ведут экстрасенсы» — это прежде всего детективные расследования, поэтому я много читаю  детективов, чтобы не потерять форму. Читаю как классические детективы: Агату Кристи, например, так и современные: Дарью Донцову и других авторов.  Кроме этого, много читаю философской литературы.

А какие фильмы или сериалы нравятся? 

Опять таки очень много смотрю сериалы детективы или околодетективных: «Пуаро», «Мисс Марпл», «Доктор Хауз». Не могу сказать, что это мои любимые сериалы, но мне важно понимать как сценаристы детективов  «держат» зрителя, какие приемы используют, чтобы подстегнуть его интерес. Для меня это тоже своего рода работа.

Из художественных фильмов мне нравится «Побег из Шоушенка» — о том, как сильный человек способен изменить свою судьбу в казалось бы совершенно безвыходной ситуации, достичь своей цели, преодолеть непреодолимые  препятствия – и все благодаря вере в себя, своей силе воли и желанию изменить свою жизнь.